Давление в шинах
Давление в шинах
Многое зависит от значения этого параметра: от износа шин и расхода топлива до комфорта и безопасности на дороге. Среди всех компонентов автомобиля только шины находятся в прямом контакте с дорожным покрытием, поэтому их состояние имеет ключевое значение для безопасности и производительности любого транспортного средства. Один из основных показателей состояния шин - давление в них. Регулярный контроль давления в шинах, не реже одного раза в месяц, является обязательным условием для поддержания оптимальных условий эксплуатации автомобиля. Особенно важно следить за давлением в шинах в летний период, когда температура асфальта и воздуха достигает высоких значений.
Независимо от сезона и погоды, давление в шинах должно оставаться стабильным. Оптимальное значение давления варьируется в пределах от 2,0 до 2,8 атмосферы (от 29 до 41 psi) и указывается производителем на специальной наклейке, которая обычно находится в проеме водительской двери или на обратной стороне лючка бензобака. На этой наклейке указываются значения давления как для автомобиля с небольшой загрузкой (водитель, пассажир и полный бак топлива), так и для автомобиля с большой загрузкой (четыре человека в салоне, багаж и полный бак топлива), что облегчает процесс поддержания правильного давления в шинах.
Важно отметить, что давление в шинах может изменяться в зависимости от температуры окружающей среды. При повышении температуры каждые 10 градусов Цельсия давление в шинах увеличивается примерно на 0,1 атмосферы. Это может привести к тому, что шины окажутся перекачанными относительно оптимального значения. Например, летняя резина, установленная при температуре +5 °C с давлением 2,0 атмосферы, при +35 °C может достичь давления 2,3 атмосферы, что приведет к увеличенному износу протектора и ухудшению управляемости автомобиля.
Чтобы компенсировать этот эффект, опытные водители рекомендуют при подготовке автомобиля к летнему сезону недокачивать шины на 0,1-0,2 атмосферы или примерно на 1,5-3 psi до значений, указанных производителем, чтобы учесть повышение давления в шинах в жаркие дни.
На что влияет давление в шинах
Давление в одной или нескольких шинах, помимо оптимального, может быть либо повышенным, либо пониженным. Это влияет на размер контактного пятна шины с дорожным покрытием, управляемость автомобиля, расход топлива и общий комфорт во время поездки. Неправильное давление может привести к неравномерному износу шин и даже повреждению дисков при проезде через серьезные неровности или при попадании колеса в большую яму.
Когда давление в шинах ниже нормы, говорят, что они спущены или недокачаны. В таких шинах контактное пятно с дорогой увеличивается, что приводит к увеличению трения и сопротивлению качению. Это влечет за собой увеличение расхода топлива, нагрев шин из-за их деформации и более интенсивный износ боковин протектора. Автомобиль на недокачанных шинах становится менее управляемым, его реакции становятся менее точными. Если давление критически низкое, колесо может разбортироваться во время движения — шина отрывается от диска.
Шины с избыточным давлением называют перекачанными. При этом контактное пятно с дорогой становится меньше. Это приводит к усиленному износу центральной части протектора, где происходит основное трение. У автомобиля с перекачанными шинами могут усилиться реакции на дорогу, и расход топлива немного снизится, но комфортность поездки страдает из-за более жестких колебаний подвески на неровностях. Кроме того, такие шины подвержены повреждениям с большей легкостью. Автомобиль с перекачанными колесами может хуже справляться на поворотах и на мокрой дороге его тормозной путь увеличивается.
О неправильном давлении в шинах можно догадаться по поведению автомобиля. Если автомобиль ведет в сторону во время движения, вероятно, одно из колес снижено. Также на низкое давление могут указывать свист шин на низкой скорости или при крутом повороте. При избыточном давлении автомобиль кажется более жестким, и его реакции на неровности становятся более острыми. В таком случае может появиться ощущение, что автомобиль лучше катится.
Когда и как нужно проверять давление в шинах
Раньше, когда шины автомобилей были камерными, рекомендовалось проверять давление в них еженедельно. Теперь этого достаточно делать хотя бы раз в месяц, но желательно — раз в две недели. Также следует проводить дополнительные измерения перед длительной поездкой или дальней дорогой.
Измерять давление следует только на холодных шинах, то есть после того, как автомобиль находился в покое не менее 4-5 часов. В крайнем случае можно проверить давление после короткой неинтенсивной поездки. Автомобиль должен стоять на ровной поверхности, чтобы все колеса были одинаково нагружены, и измерения следует проводить у всех колес, а не только у подозрительных.
Измерение давления в шинах - простая процедура, не требующая особых навыков. Для этого потребуется исправный манометр (механический или электронный). Чтобы измерить давление, нужно:
1 Снять защитный колпачок с ниппеля.
2 Подключить манометр к ниппелю
(вкрутить, вставить или нажать, в зависимости от типа устройства).
3 Отчитаться о значениях на манометре.
Чтобы узнать, соответствует ли измеренное давление рекомендациям производителя автомобиля, можно сравнить значения с данными на наклейке в водительской двери или на обратной стороне люка бензобака. Если у вас нет собственного манометра, давление в шинах можно измерить в автосервисе, на заправке или на шиномонтаже, где обычно есть специальные аппараты для подкачки шин. Также информацию о давлении можно получить на экране бортового компьютера, если ваш автомобиль оснащен системой контроля давления в шинах (TPMS).
Правила подкачки шин летом
Процесс накачки шин летом не отличается от того, что выполняется в любое другое время года. Точно так же необходимо снять колпачок с ниппеля и прикрепить к нему шланг от электронного компрессора или механического насоса с манометром, например, ножного. Затем шину нужно заполнить воздухом до нужного давления и после этого снять шланг насоса, вернув колпачок на ниппель.
Однако летом в этом процессе есть некоторые моменты, которые следует учитывать. Для компенсации увеличения давления в жаркую погоду (на 0,1 бара при каждых 10° C повышения температуры) рекомендуется недокачать шину примерно на 0,1-0,2 бара от установленного значения. Опытные водители также советуют накачивать шины в прохладном месте, таком как гараж или подземный паркинг, вместо того чтобы делать это на улице, поскольку рекомендуемое производителем давление указывается для средней температуры. Однако многие автовладельцы предпочитают простой способ — накачивать шины прямо на улице под солнечными лучами. В этом случае они могут не учитывать изменения давления из-за жары и просто доводить шины до установленных значений.